О том, как ФАС России разбазаривает бюджетные деньги
Предыстория
Сибирское таможенное управление имеет свой парк авиатранспорта, и у них возникает необходимость в том, чтобы покупать топливо и заправлять им авиатранспорт. Все госструктуры, имеющие данные вид транспорта, заключают контракты на покупку топлива, и обязаны делать это на основании Федерального закона № 44. Этот закон предусматривает возможность заключения такого контракта с единственным поставщиком (все случаи, когда это возможно, перечислены в ст. 93 закона). Итак, Таможенное управление заключило контракт с единственным поставщиком - «Новапорт – ГСМ».
В контракте фигурировало две услуги, объединенные в один лот:
- поставка (купля-продажа) авиаГСМ
- заправка топлива «в крыло».
УФАС по Новосибирской области увидело в объединении этих услуг нарушение закона о конкуренции и вынесло решение и предписание устранить нарушение закона. Кроме того, полагала, что заключение контракта с единственным поставщиком в случае с «Новапорт-ГСМ» не соответствовало норме закона, в котором перечислен исчерпывающий перечень случаев, когда возможно заключение контракта с единственным поставщиком.
В поисках здравого смысла
Сотрудники антимонопольной службы даже не задались вопросом, зачем госоргану услуга по покупке топлива без заправки, что таможенное управление будет делать с этим топливом? Ему лишь нужно, чтоб его самолеты взлетали.
Наши адвокаты представляли интересы компании «Новапорт-ГСМ» в Арбитражном суде Новосибирской области. В апреле этого года мы с успехом разгромили доводы антимонопольной службы, которая не смогла представить доказательства нарушений.
Однако ФАС не остановилась, и тогда все аэропорты страны с замиранием сердца стали следить за этой битвой. Ведь по всей стране ситуация похожая, топливный рынок – специфичный, узкий, цены на топливо всегда под контролем государства.
Тарифы на хранение и заправку – регулируемые, они жестко контролируются государством, их определяет тарифная комиссия, а тарифы на поставку – фиксируемые, фиксируются ЦРТ.
Чего добилось УФАС?
Наши адвокаты профессионально, четко и грамотно справились со своей задачей. Несмотря на то, что мы выиграли дело во всех инстанциях, решение УФАС было признано незаконным, наши доверители вышли из сделок. После того, как было вынесено предписание, «Новапорт-ГСМ» перестал участвовать в закупках. УФАС, так радеющее за конкуренцию, добилось того, что таможенникам пришлось проводить закупки не у единственного поставщика, а через конкурсную процедуру.
Неожиданно конкурс выиграла некая компания, которая, чтобы поставить топливо и заправить им самолеты таможенного управления, закупает его у «Новапорт-ГСМ» или у Газпромнефти. Они, в свою очередь, не имеют права превышать цены, зафиксированные ЦРТ и тарифной комиссией на топливо. Далее, данная компания купленное топливо продает таможенному управлению, но по более высокой цене.
Таким образом, в этих правоотношениях просто появилось дополнительное звено, которое получает деньги из бюджета.
Теперь за каждый контракт государство выкладывает на 300 000 рублей больше. А сколько этих контрактов было и еще будет заключено?
Антимонопольная служба должна стоять на страже конкуренции и обеспечения бюджетного кодекса, который направлен на эффективное использование бюджетных средств! А получается наоборот только потому, что антимонопольщики подошли к вопросу не верно. Не изучили должным образом особенности этого рынка, нюансы ценообразования на данном рынке и роль всех его участников.