Те, кому доводилось брать в аренду государственное имущество, знают, что размер арендной платы в отношении такого имущества определяется по результатам оценки рыночной стоимости. А такая оценка проводится в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской федерации. А также, что в договоре аренды, как правило, прописывается возможность изменить размер арендной платы в одностороннем порядке. В случае с нашим доверителем, ФГУП «Дирекция по инвестиционной деятельности», воспользовавшись правом на изменение стоимости аренды, взвинтило эту стоимость за здание на Покровке аж в три раза. ФГУП даже предоставил требуемый в таких случаях законом отчет об оценке рыночной стоимости объекта. То есть вроде бы все сделано по закону. Пока разногласия между арендодателем и арендатором (нашим доверителем) копились, сформировался долг. Когда арендатор обратился к нам за помощью, к нему уже был предъявлен иск на сумму более 800 000 рублей.
Как вы догадались, истец - Федеральное государственное унитарное предприятие «Дирекция по инвестиционной деятельности». Это государственное многопрофильное предприятие, одной из приоритетных задач которого является соблюдение экономических интересов Российской Федерации в любых сделках с недвижимостью, увеличение денежных поступлений в бюджет от сдачи в аренду и реализации федерального имущества, а также привлечение финансовых ресурсов для управления и модернизации объектов недвижимости, находящихся на балансе предприятия.
В случае с нашим доверителем, ФГУПу, видимо, так хотелось увеличить поступления в бюджет, что арендная ставка выросла сходу в три раза.
Практически во всех обнаруженных нами юридических конфликтах, дошедших до судебного разбирательства, фабула дела, как правило, строится вокруг закрепленного в договоре аренды права арендодателя на одностороннее изменение размера арендной платы со ссылкой:
- на регулируемый публично-властный порядок ценообразования;
- на публично доступный инфляционный индекс роста цен (или инфляции);
- на оценку рыночной стоимости права аренды и т. п.
Но подобного рода дела для арендаторов осложняются тем, что при аренде госимущества все эти факторы действительно имеют место. И ценообразование формируется на основе властного порядка, и стоимость базируется на оценке рыночной стоимости, а на саму эту стоимость оказывает влияние, в том числе и инфляция. Оценку рыночной величины арендной ставки в соответствии с законом делает независимый оценщик. На основе отчета о такой оценке нашим доверителям и увеличили аренду.
Казалось бы, и закон соблюден, и деваться вроде некуда.
В этой ситуации нашим юристам пришлось не только юридические вопросы исследовать и составлять все необходимые для суда возражения, встречные иски и пр., они провели свое исследование инфляционного индекса за определенный период по определенным видам недвижимости, пришли к выводу, что выводы оценщика, к которому обращалось ФГУП, не соответствуют объективным рыночным показателям. Возможно оценщик был не таким уж и независимым, а может просто ошибся… Так или иначе, все наши экономические подсчеты и весь анализ был положен в основу возражений, и аргументы наших адвокатов услышал суд, они его убедили. В результате суд назначил свою экспертизу, и отчет об оценке специалиста, назначенного судом, содержал сумму на треть меньше.
Хотим обратиться ко всем предпринимателям, которые считают, что спорить в суде с государством бесперспективно. Если у вас возникли подобного рода разногласия с партнером, не надо сразу пасовать перед противником, у которого больше властных полномочий и возможностей, обратитесь к адвокатам, которые умеют убеждать суд.