Новости и публикации

Адвокатское бюро «Чесных, Шилов и партнеры»
Подготовка претензий

Подготовка претензий

От профессионализма при составлении правовых, процессуальных и иных документов, имеющих юридическое значение, зависит многое, иногда даже сама возможность защиты интересов. В рамках юридической помощи адвокаты составляют множество документов, необходимых для полноценной, своевременной профессиональной помощи в защите интересов доверителей. Расскажем о претензии.

 

Общие требования к документам

Требований к подготовке юридических документов много. Расскажем об основных.

Основные требования к тексту юридического документа:

1. Директивность и официальность – формулировки юридического документа должны носить волевой характер, предполагающий независимость исполнения норм права от отношения субъектов, индивидов, от согласия или несогласия с этим предписанием.

2. Логическая полнота и законченность текста – в юридическом документе его смысл должен быть целостно выражен и не оставлять возможности для дополнения путем, если можно так выразиться, домысливания невыраженных положений документа, осуществляемого в форме расширительного толкования, основанного на аналогии, в юридическом документе должны найти место все без исключения атрибуты законченных фраз, положений и правил, субъект правоотношений не должен нуждаться в разъяснении смысла выраженных в документе предписаний.

3. Точность и определенность юридической формы, которая предполагает наибольшую конкретизацию значения содержащихся в документе формулировок и выражений; текст документа должен быть исчерпывающе понятен, смысл его не должен быть "растворен" среди неясных фраз, способных иметь несколько значений.

4. Максимальная экономичность, оптимальная емкость, компактность формулировок – юридический документ должен быть лаконичным, т.е. предельно кратким (но не в ущерб полноте содержащейся в нем информации);

5. Спокойствие и бесстрастность – при создании юридического документа следует остерегаться экспрессивных и образных средств языка, недопустимы пышность, торжественность, риторика, пафос, экспрессия, исключается использование слов в их переносном значении (троп) направленных на усиление мысли образных преувеличений (гипербол), образных сравнений (метафор), аллегорий.

6. Культура стиля и языка документа – правильное составление текстовых конструкций в соответствии с правилами русского языка, соблюдение при написании правил грамматики, синтаксиса, пунктуации и, самое главное, стилистики.

7. Использование легально определенных юридических терминов для обозначения понятий, неизвестных в обычном языке, или имеющих в праве иное значение, нежели в общепринятом языке, является тем инструментом, который позволяет обеспечить всеобщую ясность, популярность законодательства, в котором для обеспечения его полноты и краткости используется специальная единая для всей системы права терминология.

 

 

Особенности составления претензий

Претензия — это сообщение контрагенту о том, что он не исполнил или ненадлежащим образом исполнил свои обязательства. Обычно содержит требование об устранении нарушения или о расторжении договора. В большинстве случаев будущий истец направляет этот документ, чтобы соблюсти обязательный досудебный (претензионный) порядок.

Казалось бы, что может быть проще — написать партнеру сообщение о том, что он нарушил обязательство, потребовать его устранить. Однако не все так просто. Например, можно попасть в ловушку партнеров, которые умеют манипулировать претензионной перепиской, с целью затянуть время, с истечением которого истекает право на подачу иска. На практике со стороны недобросовестных партнеров встречаются случаи можно сказать коварства. Существует правило, согласно которому, течение срока исковой давности прерывается совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга. Должник, имея долг в размере нескольких миллионов, оплачивает в ответ на претензию 20 000 рублей, давая тем самым понять, что признает долг. Кредитор, полагая, что с этого момента течение срока исковой давности прерывается, ошибается в расчетах времени, подает иск в суд и получает отказ в удовлетворении требований, потому что иск подан за пределами срока. При этом суд ссылается на абзац 3 п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43  в котором указано, что признание части долга, в том числе путем уплаты его части, не свидетельствует о признании долга в целом, если иное не оговорено должником. И таких нюансов, связанных с претензионным порядком, множество. Например, прежде чем расторгать договор через суд, вы должны направить контрагенту предложение о расторжении. По сути, оно является претензией. В ряде случаев помимо этого вам придется сначала предложить другой стороне устранить нарушения. Например, такой порядок предусмотрен для расторжения договора арендодателем. Он должен направить арендатору две претензии - сначала с требованием исполнить обязательство, а затем, если исполнения не будет, — с предложением расторгнуть договор (ст. 619, п. 2 ст. 452 ГК РФ, п. 29 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66). Еще один нюанс договора аренды связан с соблюдением претензионного порядка: претензии по ненадлежащему исполнению договора прежним арендодателем (прежним собственником) следует предъявлять новому арендодателю (новому собственнику).


Развитие претензионного порядка

В силу изменчивости законодательства, бывает сложно принять правильное решение о тех или иных действиях, имеющих правовые последствия. Яркий пример – динамика регулирования претензионного порядка. До 1 июня 2016 года досудебный претензионный порядок был скорее исключением, чем правилом. Случаи обязательного досудебного порядка разрешения споров содержались либо в отраслевых нормативно-правовых актах, либо предусматривались сторонами в договоре. С указанной даты в арбитражном процессе появился обязательный досудебный порядок для исков по гражданским делам. А с 12 июля 2017 года сферу его действия значительно сузили: теперь обязательный досудебный порядок по общему правилу нужно соблюдать только в отношении исков о взыскании денежных средств по договору либо вследствие неосновательного обогащения, а также, если такая обязанность прямо указана в законе или договоре. Как быть, если борьба за свои права начиналась еще  при старом регулировании, возможности защиты прав еще не исчерпаны, каким нормам следовать: тем, что действовали в период заключения договора, или новым? Что уж говорить о предпринимателях, если даже среди судей нет единства по вопросу действия во времени норм о претензионном порядке. Этот вопрос остается актуальным, потому что еще есть дела, когда иск был предъявлен до вступления в силу новых правил, а судебное разбирательство продолжается. Суды применяют ту редакцию ч. 5 ст. 4 АПК РФ, которая действовала на момент подачи искового заявления или встречного иска. Бывают ситуации, когда исковое заявление было подано до 12.07.2017, а дело рассмотрено после этой даты, и ответчик заявил о несоблюдении истцом претензионного порядка тоже после нее. Такая ситуация наблюдается в практике АС Московского округа. Был предъявлен иск о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности сделки. Окружной суд посчитал, что оставлять иск без рассмотрения нельзя, так как это привело бы к необоснованному затягиванию спора. Также было отмечено, что устранить несоблюдение претензионного порядка стало невозможным ввиду отмены требования о его соблюдении. Но есть и противоположная практика: суды применяют старую редакцию ч. 5 ст. 4 АПК РФ, которая обязывала соблюдать претензионный порядок для иска о признании сделки недействительной и применении последствий ее недействительности, тем самым подтверждают правомерность возврата искового заявления.

И это только частные примеры, подвохов и нюансов, таящих в себе опасности на самом деле  бесчисленное множество. Адвокаты нашего бюро знают обо всех тонкостях претензионной работы.